Проповеди

На этой странице, братья и сестры, Вы сможете ознакомиться с проповедями.

Проповедь воспитанника 4 курса Тобольской Духовной Семинарии Крючкова (Назарова) Алексея, предназначенная для произнесения в Софийско-Успенском соборе за Всенощным бдением 13 мая 2000 года на тему: »Пагубность исследования судеб Божиих».

                                  Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

         Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры, в предложенном ныне нашей Матерью – Церковью Божией нам Евангельском чтении, мы услышим повествование о явлении Господа нашего Иисуса Христа по Своем Воскресении ученикам Своим на море Тивериадском. Евангелист Иоанн раскрывает нам картину этой встречи и в тоже время приводит беседу Господа с одним из учеников Его – апостолом Петром. О чем же говорил Спаситель апостолу Петру и в чем состоит смысл этой беседы?

         Некогда, еще совсем недавно, когда начался Крестный путь Иисуса Христа из Гефсиманского сада на Голгофу, апостол Петр, хотя и имевший пламенный характер, но имевший малую веру, трижды отрекся от Христа. Теперь же, в собеседовании с Господом Иисусом, за свое искреннее раскаяние и пламенную любовь к Нему, восстанавливается Самим Спасителем в своем апостольском звании. Господь спрашивает Петра: »Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр ответил Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин.21,15).

         Восстановив апостола Петра Своей всеобъемлющей любовью в его призвании, Христос Спаситель, далее, в своей беседе с ним, дает разуметь апостолу какою смертью он прославит Бога, говоря: »Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет куда не хочешь» (Ин.21,18). Что же ответил Петр, видя все то, что было ему предуказано Богом? Петр ничего не ответил. Он, лишь обратив внимание на ученика, »…которого любил Иисус» (Ин.21,20) – на апостола Иоанна, спросил Христа: »Господи! А он что?» (Ин.21,21); на что получил ответ: »…что тебе до него? Ты иди за Мною» (Ин.21,22).

         Отцы, братия и сестры, на что обращает наше внимание эта беседа Христа с апостолом Петром и чему она нас назидает? На примере вопрошающего апостола Петра, она воочию показывает нам самих себя. Встречая на своем жизненном пути различные препятствия: невзгоды, болезни, скорби и другие лишения, а ближних своих пребывающими в благополучии, мы очень часто, подобно апостолу Петру, вопрошаем Бога: »Господи, а что они? Почему эти люди богаты, а мы бедны; почему они здоровы, а мы больны?» Задаем мы и многие другие, подобные этим, вопросы.

         Что же можно ответить на это? Прежде всего нам необходимо помнить и хорошо понимать то, что Промысл Божий о каждом из нас различен. Необходимо понять, что все люди, хотя мы и имеем единую человеческую природу, различны. Каждый человек в этом мире идет определенным жизненным путем. Каждый из нас несет свое служение Богу и ближним по мере своих сил, по мере своих талантов, дарованных ему Богом. Ибо, как говорит апостол Павел: »Дары различны, но Дух один и тот же…… Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания…… иному вера…… иному истолкование языков» (1Кор.12,9;10). Мы ни в коем случае не должны зазирать на ближних, но должны искать основу нашей жизни в образе Иисуса Христа. Спаситель Своим жизненным примером показал нам путь восхождения в Небесные обители, и мы должны слышать Его призыв, обращенный к апостолу Петру, а в его лице и ко всем нам: »…иди за Мною» (Ин.21,22).

А то, что исследование судеб Божиих является для нас пагубным занятием видно из одного примера: »Авва Антоний, хотевший проникнуть в глубину судеб Божиих, однажды помолился и сказал: »Господи! Отчего некоторые из человеков (людей) достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, а другие богаты?» Долго так размышляя, он вдруг услышал глас, обращенный к нему: »Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это – душевредно» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Сочинения. Т. II, изд-во: »Сретенский мон-рь», 1998, с.87).

         »Судьбы Божии – всемогущее действие во вселенной всесовершенного Бога», — говорит святитель Игнатий Брянчанинов. »Постижение их невозможно, как превышающее разум разумных созданий. Исследование того, что не может быть постигнутым, — труд тщетный, чуждый смысла» (Там же, с.81, 83).

         Поэтому, дорогие отцы, братия и сестры, чтобы не впасть в грехи: осуждения, ропота и богохульства, займемся исследованием своих судеб, не взирая на других, а с точностью рассматривая каждый свой шаг, каждый свой поступок. Да поможет нам в этом Милосердный Господь молитвами Божией Матери и всех святых. Аминь.

Слово на Акафисте Покрову Божией Матери 25 ноября 2005 года.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 Дорогие, отцы, братия и сестры! И ныне мы снова собрались в этом святом храме, чтобы прославить Христа Спасителя и Его Пречистую Матерь. Сегодня хотелось бы упомянуть о материнстве Пресвятой Богородицы.

Мама, мать – это самое родное, после Бога, существо для каждого из нас, здесь, на этой земле. И несчастен, беден тот человек, который не имеет матери.

Мать – это колыбель человеческой жизни. Каждая мать, когда ждет ребенка, готовится к этому важному, радостному событию. Она готовит одежку, украшает колыбель и приобретает все необходимое для того, чтобы встретить малыша, который еще до рождения уже любим ею и он, в свою очередь, являет собою любовь к ней. И, впоследствии, по рождении, всякая мать, если действительно считает себя таковой, до конца своих дней любит и заботится о благе своего дитяти.

Этот пример человеческой жизни, отцы, братия и сестры, показывает нам как велика должна быть любовь матери к своим детям.

Но есть иной пример материнской любви – Божия Матерь. Она представляет нам Собою образ истинной, бескорыстной, самоотверженной материнской любви. И, если, некоторые из матерей человеческих, бывает, оставляют, покидают, ненавидят своих детей, но не Матерь Христа. Недаром мы зовем Ее Матерью, т.к. Она простирает Свой милостивый омофор над всеми: и худыми, и добрыми. Ни одна из матерей земных не любит своего ребенка так, как любит нас небесная Матерь.

Материнство Пресвятой Богородицы велико и несказанно. Естественно каждой женщине быть матерью, но не естественно быть Матерью Деве. Естественно то, что Пресвятая Богородица явилась Матерью совершенного Человека Иисуса Христа, воспринявшего от Нее человеческую плоть, но отлично от рождения человеческого и неестественно Рождество Бога нашего. Но Пречистая Дева стала Матерью. По слову Архангела Гавриила: «Дух Божий снизошел на Нее и сила Вышняго осенила Ее» (Мф.) и «…родила Сына Своего Первенца и нарекла имя Ему Иисус» (Мф.). Она родила Бога, совершившего наше спасение.

Другой характерной чертой материнства Девы Марии является то, что Она Матерь всем нам, всему человеческому роду. А мы по сопричастию Христу – дети Ее. Да, мы грешные, никчемные и непослушные дети, но Она любит нас и милосердствует нам.

Милости Царицы Небесной, лично к нам и к нашему Отечеству неисчислимы. Достаточно напомнить себе, что Она спасла нашу родину от монгольского завоевателя Тамерлана, а в 1480году от золотоордынского хана Ахмата, в 1521 году – от казанского хана Махмет-Гирея и в 1612 году – от поляков. А в 1943 году, в Великую Отечественную Войну, так же, как и всегда была явлена нам милость Божией Матери. Ее образ – Казанская икона – была обнесена на самолете вдоль границ проходящего фронта и вокруг пределов северной столицы нашей Родины, нынешнего Петербурга. И ни один вражеский солдат фашистской Германии не вступил в этот город. Именно в этот год (1943) произошел коренной перелом в ходе войны. Более того, в дальнейшем ход войны развивался уже по замыслам российского воинства.

В нашей стране, отцы, братия и сестры, нет почти ни одного города, который бы не имел видимого заступничества Божией Матери – Ее чудотворных икон. Перед ними и сейчас совершаются всеразличные чудеса, которым мы удивляемся. И, если это так, то не убеждает ли это нас, что Богородица и от всех врагов нас избавляет и от бед заступает? И, что все мы – Ее дети, грешные, но вселюбимые Ею?

Приближается Рождественский пост – «лето Господне благоприятное». По слову свт. Иоанна Златоуста: « Пост есть матерь целомудрия и начало всякой добродетели». И этот период очень нам необходим для того, чтобы уготовать ясли своего сердца для принятия Христа Спасителя. Подобно тому, как каждая из матерей заботится о рождении ребенка, так и мы в этой жизни должны позаботиться о рождении в наших сердцах Младенца Христа, позаботится о рождении в сердцах наших Его любви, веры в Него и надежды на Него. И это произойдет лишь тогда, если мы убережем свои сердца от всякого зла, очистим их и омоем слезами покаяния.

Да поможет нам в этом Матерь Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми! Аминь.

Слово на Акафисте Божией Матери в честь и память Ея Покрова 22 ноября 2006 года

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие отцы, братия и сестры, мы снова в этом святом храме в акафистном пении прославляем Божию Матерь. И прославляя Пресвятую Богородицу, мы прославляем Ее многочисленные добродетели. Среди прочих добродетелей просиявших в жизни Девы Марии особо выделяется добродетель послушания.

Посмотрим на пример пречистой Матери Господа. Родители, по данному ими обету, приводят Ее, трехлетнюю отроковицу, в храм Божий и оставляют Ее там навсегда, — и Она с полной готовностью повинуется их воле, с радостью оставляет дом Свой и родных Своих и поселяется при храме между людьми, для Нее чужими, и таким образом обет родительский становится обетом собственного Ее сердца. Так и вся жизнь Ее была непрестанным послушанием воле Промысла Божия, чрез какие бы орудия ни проявлялась эта верховная воля. Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему! Так мыслила и чувствовала Дева Мария не только тогда, когда архангел благовестил Ей бессеменное зачатие и рождение Сына Божия, но и тогда, когда праведный Симеон предрекал Ей: Тебе же Самой душу пройдет оружие, и тогда, когда стояла Она при кресте Божественного Сына Своего. Такое-то полное, беспрекословное и охотное послушание воле Божией, выражающееся в послушании воле всякой богопоставленной власти, угодно и приятно пред Богом.

Насколько велик подвиг послушания и какая на небе уготована награда за него, можно убедиться из следующего святоотеческого примера:

Один преподобный, которого звали Досифей, ранее, несмотря на свою молодость, знатность и богатство, оставил мир и удалился в обитель, которая отличалась особенной строгостью жизни своих иноков. Юношу Досифея взял под свое руководство преп. Дорофей и дал ему послушание ходить за больными. Опытный руководитель постепенно возвел Досифея по пути подвижнической жизни.

Досифей всегда ходил в ветхой одежде. Наставник часто давал ему шить новую одежду, и Досифей старательно исполнял работу, но новая одежда всегда отдавалась другому брату, а Досифей оставался в прежней. Послушание Досифея воле своего наставника было удивительно. Он все принимал от него, полагая, что так и должно быть, и зная, что все это клонится к его же благу. Воспитать в Досифее смирение, отсечь в нем всякое самомнение и тщеславие было также заботой его наставника. Случилось, что Досифей мягко постлал постели больным и, увидя проходившего мимо наставника, сказал ему: «Отче, ведь я хорошо постилаю». Дорофей отвечал ему: «Дивное дело, из тебя вышел хороший слуга и хороший постельничий, но не вышло из тебя хорошего инока». Тих и кроток был во всяком деле юноша Досифей и усердно служил больным.

Пять лет всего прожил Досифей в обители, и Господь воззвал его к Себе. Случилось так, что один великий отшельник в видении узрел некоторых прежде почивших старцев этой обители, благоугодивших Богу. Он видел их веселящимися в Царствии Божием, и между ними был юный Досифей. Узнав об этой милости Божией от подвижника-старца, братия возблагодарила Господа, о том, что св. юноша в малое время сподобился угодить Ему своей жизнью и подвигами.

Видите, дорогие, отцы, братия и сестры, как угодны Богу послушание и смирение и как быстро ведут они человека к духовному совершенству!

Св. Григорий Великий о величии добродетели послушания так говорит: «Одна добродетель послушания насаждает в душе прочие добродетели и насажденные охраняет. Поэтому оно справедливо предпочитается  всяким жертвам (1 Цар. 15, 22), потому что в жертвах закалается чужая плоть, а посредством послушания – собственная воля».

Подобно тому, как без смирения все наши добродетели ничтожны, так без послушания все подвиги, как плод своеволия, самочиния и самоугождения — омерзительны пред Богом: как идолослужение есть грех, так и непокорение, и как колдовство есть грех, так и непослушание, — говорит пророк Божий. (Составлено по «Полному собранию проповедей» Димитрия, архиепископа Херсонского и Одесского, т. V, изд. 1891 г.). Если мы с Вами, отцы, братия и сестры, хотим  быть долголетны и счастливы как в этой, так и в будущей жизни, — будем попечительны, покорны и послушны всем добрым наставлениям и требованиям своих наставников. Где бы мы не находились, в каком чине или звании не оказались, во всем мы должны быть послушны воле Промысла Божия. Дети должны быть послушны родителям, юные – старшим; учащиеся – наставникам; во всякой службе подчиненные – своим руководителям и все мы как народ Божий – Церкви, Христу как Главе Церкви и Его Матери – Пресвятой Богородице. Ибо нет ничего важнее и отраднее для каждой матери, как покорность и послушание ее детей.

Накануне этого дня мы праздновали с Вами, отцы, братия и сестры, память иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница». Этот дивный образ свидетельствует нам о том, что Пресвятая Дева, как любящая своих детей Мать, участвует во всех наших нуждах, скорбях и болезнях, бывает скоропослушна на все наши просьбы и обращения к Ней.

Молитвами Пресвятой Владычицы нашей Богородицы да сподобит нас Господь не посрамить доверия к нам, грешным, Матери Своей и утвердиться в добродетели послушания. Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь!

Проповедь на Акафисте в честь и память Покрова Пресвятой Богородицы перед Рождественским постом 26 ноября 2008 года клирика Покровского Кафедрального собора иерея Алексия Назарова.

 Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие, отцы, братия и сестры! Сегодня мы вновь почитаем светлой памятью и молитвами Божию Матерь! Акафистное пение, которое мы Ей возносим, рассказывает нам о многих и различных Ее добродетелях. Вся жизнь Божией Матери проникнута добродетелью и отмечена любовью к Богу, любовью к Своему Сыну и ко всем нам. Недаром мы именуем Ее Матерью — словом самым нежным и, свидетельствующем о самой тесной и близкой связи, какая может быть, между людьми. Она — Мать Христа. Она — Мать и нам, всему роду человеческому.

Отцы, братия и сестры, приближаются дни Рождественского поста. Завтра заговенье на Рождественский пост. Мы будем готовиться ко вступлению в этот период. И, сегодня, хотелось бы, немного упомянуть и об этом. Как говорит свт. Иоанн Златоуст «пост есть матерь целомудрия».  Это время, когда каждый из нас может привести в порядок свой ум и свое сердце — свои внутренние свойства. Пост — это спасительное время. Это время, когда каждый из нас, если захочет, может выбросить из своей жизни все ненужное, наносное и излишнее, несоответствующее образу христианской жизни и устремиться к более ценному и важному в жизни человека — к Богу.

Мы привыкли жить праздно, проводить время в увеселениях и суете. Нам проще провести больше времени у телевизора, нежели, хотя бы, один час посвятить молитве. Нам легче читать интересные, как нам кажется, книги (детективы, романы), нежели читать душеполезную литературу. Мы привыкли слушать мирскую музыку, которая разжигает страсти, нежели слушать музыку духовную. Нам проще оправдать наше непосещение Богослужений в храме посещением магазинов и базаров. Такова наша жизнь.

Но, Рождественский пост — это время, в которое мы можем себя подготовить к восприятию одного из величайших событий в жизни каждого православного христианина, более того, в жизни каждого человека — Рождества Господа нашего Иисуса Христа, ради которого мы постоянно и прославляем Пресвятую Деву.

И, дай нам Бог, подготовиться к вхождению в пост и проводить самое время поста не в «пированиях и пьянстве…» (Рим. 13, 13), по слову апостола Павла, а в устроении внутреннего человека. Нам нужно научиться любить Христа, а для этого мы должны постоянно стремиться к очищению своей души, ибо только покаяние и пост делают человека чистым. А, как мы знаем, только «чистые сердцем… Бога узрят» (Мф. 5,8). Только чистое, непорочное сердце может соделаться вместилищем Бога — яслями для Младенца Христа. Дай нам Бог проявлять такую любовь к Богу, любовь к Его Матери и к нашим ближним. «Свойственно любящему исполнять волю любимого», говорит свт. Игнатий Брянчанинов.

Помолимся же отцы, братия и сестры, Богу и Божией Матери о даровании нам «любви совершенной» (1Ин. 4,18), ибо по слову Святых, только «любовь является началом и концом всякой добродетели». Аминь!

Слово на Акафисте Пресвятой Богородицы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Ваше Преосвященство, всечестные отцы, братия и сестры! Все мы и каждый из нас, в частности, стремится к «…почести горняго звания во Христе Иисусе», по слову апостола Павла. Каждый из нас желает спастись, получить избавление от уз греха, власти диавола и дыхания смерти. И с такой надеждой мы стараемся постоянно обращать свой взор и свои молитвенные воздыхания к Богу, Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери.

Пресвятая Богородице Дево, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, взываем мы к Ней. Дево Мария – Она действительно Небесный Покров всякого человека, Она скорбящих радость, обидимых Заступница, странных Приемница, алчущих Питательница и всем нам скорая Помощница во всяких нуждах. Так учит Церковь нас о Божией Матери и так Церковь Ее славословит.

Но как говорится в Акафисте Божией Матери не может витийство (т.е. всякое измышление людей) человек сложить достойную похвалу Пресвятой Богородице. И что, тогда спросите Вы, мы должны перестать почитать Божию Матерь. Нет, конечно же нет. Но сприложить еще более духовных сил к прославлению Девы Марии, ибо пророческие слова Е е, сказанные некогда Св. Елизавете не могут быть ложью: «ублажат Меня все роды». И пока не прейдут Небо и земля, весь род человеческий будет прославлять Пречистую Деву и Ее Пречистого Сына.

А то, что почитание Небесной Царицы имеет неоценимое огромное и спасительное значение в нашей жизни, мы можем наблюдать из следующего примера.

Один из старцев, авва Феодор Илиотский рассказывал: На горе Елеонской жил затворник, великий подвижник. Диавол сильно обуревал его блудными помыслами. Однажды при страшном нападении диавола старец, потеряв терпение, воскликнул: “Когда же, наконец, ты оставишь меня в покое? Отступи от меня, по крайней мере, в моей старости?” Тогда диавол видимым образом явился старцу и сказал: “Поклянись мне, что никому не откроешь того, что скажу тебе, и я перестану нападать на тебя.” — “Клянусь Живущим на Небе, — поклялся старец, — что никому не открою сказанного тобой.” — “Перестань поклоняться вот этому образу, — сказал диавол, — и я прекращаю брань на тебя.” На иконе было изображение Владычицы нашей Пресвятой Богородицы Марии с Предвечным Младенцем — Господом нашим Иисусом Христом. “Дай мне подумать,” — ответил старец. На следующий день старец передал все авве Феодору Илиотскому, жившему тогда в лавре Фаран. От него и мы узнали об этом случае. “Воистину, авва, ты поруган, потому что поклялся, — сказал ему авва Феодор, — но хорошо поступил, что не умолчал. Знай, что нет греха гибельнее и ужаснее, как отречься от поклонения Господу нашему Иисусу Христу и Его Матери.” После этого, успокоив и подкрепив старца различными наставлениями, авва Феодор удалился к себе. Снова диавол явился затворнику. “Что ж это значит, негодный старик? — сказал диавол. — Не клялся ли ты мне, что никому не будешь говорить? Зачем ты все рассказал? Знай, что ты будешь осужден в День Суда, как клятвопреступник..!” — “Не тебе, клятвопреступнику, уличать меня! — ответил старец. — Сам знаю, что я клялся и нарушил свою клятву, но не перед тобой, а перед Господом и Творцом моим. Тебя же слушать не стану: ты-то вот уж подлинно подвергнешься неизбежной каре, как первовиновник всякого зла и клятвопреступник..!” (Луг духовный. С. 59).

В преддверии памяти преп. Иова, игумена Почаевской обители, приведем себе на память еще один пример великого заступничества от врагов видимых Пресвятой Девы Марии.

Летом 1676 года хан Нуреддин подступил к обители Почаевской и осаждал ее трое суток, угрожая совершенным разорением. Насельники обители горячо молились Матери Божией, и, припадая к раке блаженного Иова, братия стала петь Акафист, и лишь только запели первый кондак «Взбранной Воеводе…» над церковью явилась Сама Пречистая Богородица с небесными Ангелами, которые обнажили мечи; рядом с Пречистой стоял преп. Иов и молил Ее о помощи. Татары пустили в них стрелы, но стрелы, возвращаясь ранили стрелков. Воины пришли в ужас, поражая друг друга, они кинулись в бегство… (Волыно-Почаеский Патерик. М., 1883. – С. 182).

Таким образом, отцы, братия и сестры, данные жизненные показывают нам насколько велика любовь Матери Божией к нам немощным. И, подобно тому, как всякая из земных матерей будет защищать своих детей, пусть даже и не совсем послушных, может быть даже и больных. Но именно дети никчемные и больные требуют особой заботы и более тщательного попечения. Тем более Царица Небесная покроет нас от всякого зла честным Своим омофором. И, если будем искренно от чистых сердец славословить Ее и призывать на помощь, если будем покорны воле Ее Божественного Сына и если будем жить достойно Его и в Него веровать, как сказал один из мужей апостольских, то будем и царствовать с Ним, Его Пречистой Матерью и со всеми святыми во веки. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.